Что такое трансфертное ценообразование
Изменения, которые были внесены в НКУ (в ст.39) Законом №72-VIII от 28 декабря 2014 года, предполагают прохождение проверки большинства хозяйственных операций, осуществляемых налогоплательщиками, на их принадлежность к категории контролируемых и соответствию принципу «вытянутой руки».
Данная норма начала действовать, начиная с января 2015 года, и ранее затрагивала, в первую очередь, плательщиков НДС и налога на прибыль. В настоящий момент НДС исключен их сферы трансфертного ценообразования в целях контроля возникновения обязательств (согласно ст.188.1 НКУ обязательства определяются на основании договорных (обычных) цен.).
Выходя из вышеизложенного, условия необходимости использования механизма трансфертного ценообразования следующие:
- Плательщик в процессе своей деятельности должен проводить контролируемые операции.
- Эти операции не должны отвечать условиям «вытянутой руки».
Используя аутсорсинг бухгалтерских услуг, вы получаете доступ к практическому опыту взаимоотношений с налоговиками других компаний.
Разделение труда - вот главное отличие наших комплексных пакетов. Хотите экономить - пакет БИЗНЕС - ведите базу самостоятельно, мы будет выполнять лишь функции контроля. В пакете ПРЕМИУМ мы будем вести вашу базу самостоятельно.
Пакет ПРОСТОЙ - платите по-операционно. Плата за бухуслуги зависит от активности вашей хоздеятельности в отчетном месяце.
Анна Кравченко
3DБухгалтерия, кандидат экономических наук
Что такое контролируемая операция
Хозяйственная операция признается контролируемой, если:
- Выполняются (одновременно) следующие условия в части стоимости операций за отчетный год:
- Сумма годового дохода налогоплательщика, полученного от любых видов деятельности, определенного согласно правил бухучета, должна превышать показатель в 150 000 000 грн. Следует отметить, что эта норма действует с 1 января 2017 г., ранее эта сумма составляла 50 000 000 грн.
- Объем подобных операций с каждым из контрагентов, определенный согласно требованиям правил бухучета, должен превышать 10 000 000 грн. (ранее этот показатель составлял 5 000 000 грн.).
2. Операция относится к следующим категориям:
- Операции, которые производятся со связанными лицами-нерезидентами, и которые в состоянии влиять на облагаемую прибыль.
- Продажа товаров по договорам консигнации (комиссии), где в качестве комиссионера выступает нерезидент.
- Если одна сторона договора – нерезидент, налоговая регистрация которого произведена в одном из государств, перечень которых утвержден КМУ.
- Если для осуществления хозяйственных операций между связанными между собой лицами в качестве посредников привлекаются третьи лица.
3. Также с января 2017 г. действует норма, согласно которой контролируемыми также будут признаваться операции, осуществляемые с нерезидентами, которые не являются плательщиками корпоративного налога (налога на прибыль) с доходов, которые были получены вне пределов страны их регистрации либо не являются налоговыми резидентами государства, в котором они были зарегистрированы.
Операции, которые не являются контролируемыми:
- Если стоимость товаров (услуг), а также торговые наценки, подлежат государственному регулированию.
- Необходимое условие операции – проведение оценки объекта продажи.
- Стоимость товара сложилась при проведении публичных торгов (аукциона), обязательность которых определена действующим законодательством.
- Отчуждение (продажа) имущества, предоставленного для обеспечения займа (кредита).
Определение стоимости товара
В НКУ (ст.39, п.39.3) определена методология, согласно которой устанавливается соответствие контролируемой операции принципу «вытянутой руки». В отличие от таможенной стоимости товара, налогоплательщик может самостоятельно выбрать подходящий ему способ оценки. К последним относятся методы:
- «Сравнительной неконтролируемой цены».
Суть его заключается в сравнении стоимости товара в контролируемой операции со стоимостью таких товаров в сопоставимых операциях, которые не относятся к категории неконтролируемых.
Состоит в сравнении наценки, полученной продавцом, при продаже товаров в операциях, относящимся к контролированным, и при осуществлении неконтролируемых операций.
Сравнивается надбавка на расходы, которые были понесены в контролируемых операциях с надбавкой в сопоставимых неконтролируемых операциях.
Сравнивается чистая прибыль, полученная плательщиком при контролируемой операции с чистой прибылью, полученной в сопоставимой неконтролируемой операции.
Заключается в определении части прибыли, которую получили связанные лица, принимавшие участие в сделке с общей прибылью (убытком), которую бы предприятие получило при неконтролируемой сделке.
Отчетность по контролируемым операциям
Налогоплательщик обязан представить данные о проведенных контролируемых операциях вместе с декларацией о прибыли (в качестве одного из приложений к последней) за отчетный период. Таким периодом является календарный год.
Сроки представления отчета - до 1-го октября следующего за отчетным года (ранее предельный срок представления был установлен до 1-го мая).
Центральный орган ГФС устанавливает форму такого отчета. Если предприятие при осуществлении контролированных операций определяло их соответствие принципу «вытянутой руки» методами «чистой прибыли», «затраты плюс», «цены перепродажи» и «распределения прибыли», оно до 1 мая года, следующего за отчетным, представляет информацию в письменном виде в произвольной форме.
Такая отчетность должна содержать в себе данные обо всех связанных лицах, которые афелированы в сделке, вплоть до первого несвязанного с ними лица. В случае непредставления такой информации плательщиком, налоговый орган может самостоятельно определить уровень цены для проведенных контролируемых операций.
Налоговая проверка контролируемых операций
Контролируемые операции подлежат проверкам в соответствии требованиям, содержащимся в НКУ (раздел II, гл.8), с учетом особенностей, указанных в ст.39. Проверка может проводиться на следующих основаниях:
- Предприятие предоставило информацию о том, что им проводились контролируемые операции.
- Было направлено сообщение другим территориальным органом ГФС.
- Факт осуществления контролированных операций был выявлен при проведении аналитической работы и мониторинга, а информацию о них предприятие не предоставило.
- Информация о контролируемых операциях не была представлена, либо представлена с нарушениями.
- Была получена документально подтвержденная информация о проведении контролируемых операций, которые осуществлялись вопреки требованиям «вытянутой руки».
Тот факт, что была проведена проверка за налоговый период контролируемых операций, не исключает возможность проведения проверки на основании ст.75 НКУ. Сведения и материалы, которые налоговый орган получил в результате проведения проверки, могут быть использованы при аналогичных проверках сторон операции.
ГФС не имеет права осуществления более чем одной проверки одного плательщика на протяжении года. |